![Играем всей семьей Играем всей семьей.](/netcat_files/generated/89/154/906x510/22/a86a78ab6d6d0621561fff36c9b7d498.png?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=faaf375414b07aba0e5097113a75e8c5&resize_mode=0&wm_m=0)
![Играем всей семьей Играем всей семьей.](/netcat_files/generated/89/154/358x202/22/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.png?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=e2a6ae224c6058c438838a99698916a2&resize_mode=0&wm_m=0)
В игры играем – память развиваем
Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – не чего не держит.
О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.
Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.
Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
· Зрительно-моторная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);
· Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);
· Логическая память (запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:
· Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
· Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.
· Дети очень любят соревнование, игру.
· Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.
Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.
· Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.
· Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.).
· Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.
Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.
Игра «Слово за слово».
Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря.
Взрослый начинает игру и говорит: «На полянке растут цветы: ...» («В лесу живут ...», «В саду на деревьях растут ...». «В зоопарке можно увидеть ...» и т. д.). Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или вновь взрослый) повторяет всю фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.
Игра «Два предмета».
Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:
· гладкий, черный, твердый ...;
· темный, тяжелый, шумный ...;
· светлый, легкий, блестящий ...;
· белый, мягкий, съедобный ...
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 7 - 8 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?».
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра «Переверни страницу»
Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните страницу и задайте несколько вопросов по картинке:
- сколько мячей было в комнате?
- сколько окон?
- куклы сидели или стояли?
- были ли на окнах цветы?
- сколько детей было в комнате и т.д.
Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий по памяти:
- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;
- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2-ю и 3-ю фигуры разукрась красным карандашом и т.д.
Желаем удачи!