Образовательные стандарты и требования

ФОП ДО и Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования

О ПРИМЕНЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ИХ КОПИЙ И (ИЛИ) РАЗМЕЩЕНИЕМ ГИПЕРССЫЛКИ НА ДЕЙСТВУЮЩИЕ РЕДАКЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

Нормативно-правовая база по внедрению ФОП ДО

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения должны начать работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Материалы для ознакомления:

Родителям о ФОП ДО и ФГОС ДО

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.
Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка».

С 1 сентября 2023 мы работаем с детьми по федеральной образовательной программе. Такие изменения внесли в федеральный закон об образовании. Переход на федеральные  программы – общий процесс, который охватывает все уровни образования детские сады, начальную школу, средние и старшие классы. Основные условия обучения и воспитания для детей не изменятся, так как ФОП разработали в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. ФОП не вводит промежуточную и итоговую аттестацию дошкольников. Наш детский сад будет работать по своей образовательной программе, которую мы приводим в соответствие с федеральной программой. Такую возможность  заложили в самой ФОП. В программе нашего детского сада останутся парциальные программы, региональный компонент, программы для детей с ОВЗ. Но на 60 процентов наша программа  должна соответствовать федеральной. Минпросвещения поручило внедрить ФОП, чтобы сформировать единое образовательное пространство и обеспечить качественное базовое  образование. Это значит, что все дети дошкольного возраста будут получать образование одинакового качества, где бы они ни проживали.
 

Что такое ФОП

ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного  образования. Перейти на ФОП детские сады должны с 1 сентября 2023 года (приказ Минпросвещения от 25.11.2022  № 1028).
 

Зачем переходить на ФОП?

ФОП внедряют, чтобы:
1) организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина РФ, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
2) создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей – равные, качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания семьи.
 

Что входит в ФОП

Учебно-методическая документация: федеральная рабочая программа воспитания; федеральный календарный план воспитательной работы; примерный режим и распорядок дня групп.
Единые для РФ объем и содержание дошкольного образования и результаты освоения основной образовательной программы.
Как детский сад будет работать по ФОП
Но основе ФОП детский сад разрабатывает образовательную программу. Детским садам сохранили право работать по собственной образовательной программе, если ее содержание и планируемые результаты будут не ниже, чем в ФОП.

Родителям о ФГОС ДО

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)

Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384

Основные цели ФГОС ДО:

— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
— сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт, как нормативный правовой документ, призван обеспечить достижение каждому ребенку, независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий, возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования в России.

Основные принципы ФГОС ДО:

— поддержка разнообразия детства;
— сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
— полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
— создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Каков должен быть выпускник ДОУ:

Ребенок — выпускник ДОУ, должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Участие родителей:

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, и семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 Закон «Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Целевые ориентиры дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie